- Ольга Юрьевна, какие достижения советского периода по борьбе с безграмотностью вы считаете наиболее важными?
- Главное достижение — искоренение безграмотности и повышение интереса к образованию. Давайте посмотрим на некоторые документы прошлого. Это положение «О единой трудовой школе РСФСР», закрепившее основой школьной жизни любовь к труду, напрямую увязывая эти процессы с обучением. Трудовое начало рассматривалось мощным педагогическим инструментом при условии, что труд в школе будет творчески радостным, планомерно и социально ориентированным.
Одним из важнейших результатов работы по подготовке реформы школы стал закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый в 1958 году. Фактически это был первый систематизированный нормативный акт, который закреплял основы общего образования в Советском Союзе. В этом акте была четко очерчена личность, которую должна воспитать школа: «Советская средняя школа призвана готовить образованных людей, хорошо знающих основы наук и вместе с тем способных к систематическому физическому труду, воспитывать у молодежи стремление быть полезной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходимых для общества».
Ее обязывали давать «прочные основы общеобразовательных и политехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности, осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание детей».
Трудовое воспитание знакомило ребят с основными производствами через экскурсии на фабрики и заводы, железные дороги и промыслы. Во многом именно поэтому наша страна полетела первой в космос и заняла лидирующие позиции в атомной энергетике. Сегодня мы обновляем инфраструктуру школ, говорим о цифровизации, но не уходим от смыслов, активно возвращая формы наставничества и ранней профориентации в школы.
Изучая историю, мы уделяем пристальное внимание вопросам воспитания. Для страны они всегда имели первостепенное значение. Сегодня систему отечественного образования характеризуют в том числе данные международных исследований, результаты международных предметных олимпиад. Надо сказать, что в этих направлениях достигнуты значительные результаты. Вместе с тем хочу подчеркнуть, что страна активно участвует в международных мониторинговых исследованиях качества школьного образования не ради исключительно участия, а ради повышения качества образования в стране, учитывая особенности и опыт отечественной системы образования.
Многое предстоит сделать по дальнейшему развитию функциональной грамотности. Функциональная грамотность как понимание сути изучаемых вопросов и умение применять полученные знания в реальной жизни — это действительно один из наших нынешних пробелов, над которым мы работаем самым серьезным образом. Прежде всего через повышение квалификации педагогов. Отдельно мы запустили мониторинг функциональной грамотности в стране, в рамках которого разрабатывается новый вид заданий по читательской грамотности. Контекст заданий взят из жизни, и их формат максимально интересный и интерактивный.
Уже со следующего года планируем загрузить такие задания в «Российскую электронную школу», чтобы каждый учитель мог использовать их в преподавательской практике.
- Какие формы обучения предлагаются сегодня взрослым россиянам? Есть ли потребность в увеличении количества вечерних школ для работающего населения?
- Закон об образовании закрепляет право человека на образование в течение всей жизни. Термин «непрерывное образование», или «образование в течение всей жизни», подразумевает постоянный процесс совершенствования человеком собственных знаний.
В рамках нацпроекта «Образование» к 2024 году в стране будет создано не менее 100 центров опережающей профессиональной подготовки. Это новые возможности для граждан, которые включают три основные составляющие: образовательные организации, работодатели и учащиеся. И здесь целевая аудитория не только молодежь, но еще и люди «серебряного возраста», предпенсионеры и пенсионеры. Воспользоваться услугами центров сможет каждый желающий на безвозмездной основе.
Хочу обратить внимание и на федеральный проект «Новые возможности для каждого» — в его задачи входит формирование системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки, в том числе компетенции в области цифровой экономики. К 2024 году в программах непрерывного образования проекта планируется участие как минимум трех миллионов человек.
- По утверждению филологов, многие старшеклассники не могут работать с текстом из-за логопедической запущенности. Планирует ли Минпросвещения усилить логопедическую подготовку и сделать ее более доступной?
- Российская дефектология — это уникальная научная отрасль, которая позволяет особому ребенку реализовывать безграничные возможности обучения и развития при ограниченных возможностях здоровья. Ни в одной стране мира нет такой разработанной научной дефектологической системы, результатом деятельности которой стали десятки тысяч прорывных теоретических исследований и практических рекомендаций. Сегодня в России действует более 45 тысяч учителей-логопедов и девяти тысяч учителей-дефектологов. Таких специалистов готовят по шести профилям в 150 вузах страны.
В национальном проекте «Образование» дефектология выделяется в один большой сегмент, обеспеченный финансированием, включая помощь дефектологов нашим уважаемым родителям. В этом направлении у нас много задач: от унификации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, определяющих образовательный маршрут обучающихся с особыми образовательными потребностями, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи до оказания ранней коррекционной помощи детям и их семьям. Также приоритетным направлением является повышение качества учебников, рабочих программ и эффективных методик, позволяющих сохранять и восстанавливать здоровье детей.
Более того, должна отметить, что в настоящее время мировая практика идет по пути создания специальных коррекционных школ наряду с инклюзивным форматом работы. У нас в стране существует сеть коррекционных образовательных организаций, опирающихся на серьезную научно-методическую базу и сложившиеся педагогические коллективы. В общей сложности таких школ насчитывается более 1600, и они, безусловно, должны иметь именно государственную поддержку, поскольку обладают уникальными практиками, предоставляя широкие возможности для обучения в самых сложных случаях. Также в обычных общеобразовательных организациях развивается инклюзивное образование — каждая четвертая школа в России является инклюзивной, в них созданы условия для полноценного обучения особых детей.
- В свое время вы предложили ввести в школьную программу уроки шахмат, так как доказана зависимость между умением «ходить конем» и успеваемостью по математике. Какие нестандартные методы, по вашему мнению, помогут школьникам овладеть навыком функционального чтения?
- К сожалению, около четверти россиян, по нашим данным, не могут извлечь из текста ключевую мысль. Игра в шахматы способствует развитию математических способностей ребенка и логического мышления. Поэтому введение игры в шахматы в школьную жизнь считаю абсолютным благом. Мы ведем по всем регионам мониторинг наиболее востребованных программ обучения этой замечательной игре, и данные говорят о том, что сегодня более чем в 18 тысячах российских школ проводятся занятия по шахматам. Занятия проходят как в рамках обязательных учебных предметов, так и в процессе внеурочной деятельности.
Что касается функциональной грамотности. Впервые этот термин был внедрен ЮНЕСКО в 1957 году и применялся в основном к взрослому населению, которое нуждалось в формировании элементарной грамотности. Сейчас функциональная грамотность изучается в таких международных исследованиях, как PIRLS, PISA, TIMSS. Давайте возьмем чтение. Мы отстаем по сравнению с нашей же историей, допустим, 10-летней давности. И тут нужно честно сказать, что потери начинаются в раннем возрасте. Уже в 5-6-х классах ребенок читает текст и не понимает прочитанного, не может изложить его своими словами. Вопросы, как исправить ситуацию, тесно связаны с вопросами о мотивации к обучению и познавательной активности.
Со своей стороны государство предлагает решения, которые уже реализуются через обновление содержания образовательных программ и новых методов обучения. Для этого у нас есть серьезная база — федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование».
- Как вообще в эпоху цифровизации заинтересовать ребенка книгой? Какие советы вы как педагог с большим стажем могли бы дать родителям? С какого возраста можно разрешать ребенку пользоваться смартфоном, чтобы это было не в ущерб чтению?
- Читать самим и вместе с ребенком с ранних лет, развивать и укоренять привычку к книге. Смотреть кино по произведениям классиков, сравнивать видение режиссера и собственное. Важно, не с каких лет пользоваться смартфоном, а как пользоваться. Во всем должна быть разумность.
Кстати, с этого года в помощь всем родителям мы запустили единый государственный портал растимдетей.рф, на котором можно найти ответы фактически на любые подобные вопросы. Там же родители смогут воспользоваться и методической помощью экспертов и специалистов. Хочу обратить внимание нынешних и будущих родителей на этот ресурс, там действительно собираются полезные материалы.
- Как вы оцениваете качество сегодняшнего сотрудничества министерства с парламентом? Какие законопроекты, находящиеся на рассмотрении Госдумы, вы считаете наиболее важными для повышения уровня грамотности населения РФ? Какие инициативы планирует внести ведомство?
Постоянный конструктивный диалог по самому широкому спектру вопросов. Притом формат работы как в профильных комитетах Государственной Думы и Совета Федерации на стадии обсуждения и проработки инициатив, так и в режиме открытого диалога на парламентских слушаниях, когда в зале, помимо депутатов, много учителей из разных регионов страны. Это дает возможность непосредственно слышать мнение тех, кто ощущает последствия нормотворчества в повседневной жизни, учитывать пожелания людей и своевременно корректировать те или иные положения законодательства.
Не хочу выделять более или менее важные законопроекты, поскольку убеждена, что в образовании нет маленьких или неважных тем. Могу сказать, что в этом году мы совместно работали, например, над инициативами по допуску студентов к педагогической деятельности, организации и безопасности детского отдыха.
- На заседании Совета по русскому языку Владимир Путин предложил создать единый корпус словарей для чиновников и СМИ. Какие еще меры, по вашему мнению, необходимы, чтобы сохранить образность и богатство русского языка и его влияние в мире?
- Долгосрочный и стратегический характер мер продвижения русского языка по всему миру закреплен Президентом Российской Федерации в рамках Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом. Сейчас более чем в 80 странах мира работают российские культурные и языковые центры. Ведомственная целевая программа «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов РФ» позволит открыть в ближайшие шесть лет 70 новых центров. Программа рассчитана на 2019-2025 годы, и на ее реализацию выделено 7,4 миллиарда рублей из федерального бюджета.
Вот уже второй год Россия направляет педагогов-предметников в Республику Таджикистан. 48 наших учителей русского языка и литературы, физики, математики, химии, биологии и информационных технологий преподают на русском языке в более чем 20 таджикских школах. С этого года наши учителя работают не только в Таджикистане, но и в Киргизии. В текущем учебном году 17 педагогов начали преподавать в школах республики. Уже достигнуты договоренности о реализации этого гуманитарного проекта в Сербии, Словакии и Монголии со следующего учебного года. А во Вьетнаме наши учителя начнут работу уже с января 2020 года.
Существенную роль в развитии и поддержке интереса к русскому языку играют международные олимпиады и всероссийский конкурс чтецов «Живая классика», проводимые при поддержке Минпросвещения России. Высокий интерес у иностранных школьников и детей наших соотечественников, проживающих за рубежом, к сменам на базе Международного детского центра «Артек», всероссийских детских центров «Орленок», «Океан» и «Смена», в программе которых — языковые занятия в интерактивной форме.
Также стоит уделять внимание популяризации отечественных традиций образования и памятных дат. Например, 22 ноября, в день рождения великого лексикографа Владимира Ивановича Даля, в России неофициально отмечается уже ставший традиционным праздник информационной и коммуникационной культуры — День словаря. В этот день в школах и библиотеках России проходят многочисленные тематические уроки, выставки словарей и энциклопедий, презентации ученических проектов, посвященные этому ученому и вопросам формирования и развития культуры пользования словарями.
Используя наш веб-сайт, Вы подтверждаете свое согласие с условиями использования куки (сookies) Подробнее
Настоящая Политика конфиденциальности регулирует порядок обработки и использования персональных данных физических лиц, пользующихся сервисами Сайта http://obrex.ru/, Развивающим центром «Образование-Эксперт» (далее — Оператор).
Передавая Оператору персональные данные посредством использования Сайта и регистрации на Сайте, Пользователь дает свое согласие (добровольное и бессрочное) на использование персональных данных на условиях, изложенных в настоящей Политике конфиденциальности. Данное согласие является сознательным. Пользователь дает согласие на обработку персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие не является письменным, так как Оператор не обрабатывает специальные и биометрические персональные данные. Согласие дается в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 22.02.2017) "О персональных данных".
Если Пользователь не согласен с условиями настоящей Политики конфиденциальности, он обязан прекратить использование Сайта.
Безусловным акцептом настоящей Политики конфиденциальности является начало использования Сайта Пользователем.
Оператор может обновлять Политику по мере необходимости. Рекомендуем Пользователям периодически проверять актуальность данной Политики. Продолжая пользоваться Сайтом после изменения Политики, Вы подтверждаете согласие с внесенными изменениями.
1. Термины
1.1. Сайт - сайт, расположенный в сети Интернет по адресу http://obrex.ru/. Все исключительные права на Сайт и его отдельные элементы (включая программное обеспечение, дизайн) принадлежат Оператору в полном объеме. Передача исключительных прав Пользователю не является предметом настоящей Политики конфиденциальности.
1.2. Пользователь — лицо использующее Сайт.
1.3. Персональные данные — персональные данные Пользователя, которые Пользователь предоставляет о себе самостоятельно при Регистрации или в процессе использования Сайта.
1.4. Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
1.5. Конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
1.6. Регистрация — заполнение Пользователем Регистрационной формы, расположенной на Сайте, путем указания необходимых сведений и выбора логина и пароля.
1.7. Регистрационная форма — форма, расположенная на Сайте, которую Пользователь должен заполнить для прохождения Регистрации на Сайте.
2. Состав информации о Пользователях
2.1. Оператор обрабатывает следующие персональные данные:
• Фамилия Имя Отчество Пользователя
• Адрес электронной почты Пользователя
• Номер телефона Пользователя
2.2. Обработка указанных выше персональных данных осуществляется Оператором исключительно в целях прохождения диагностических материалов (тестов) с возможностью получения персонального сертификата и заполнения формы обратной связи , размещенных на Сайте. Персональные данные Оператором не распространяются и не передаются третьим лицам.
2.3. Для получения интернет рассылки о рекламных акциях и получения рекламно-информационных материалов (направляются Пользователям для того, чтобы можно было сориентироваться и сделать правильный выбор товара) необходимо указать только имя Пользователя и Адрес электронной почты. Пользователь может в любой момент отказаться от рассылки путем направления Оператору запроса на отказ от рассылки по адресу: obrex@inbox.ru или нажатием соответствующей кнопки «отписаться от рассылки» в теле письма рассылки.
3. Порядок обработки персональных данных
3.1. Оператор обязуется использовать Персональные данные в соответствии с Федеральным Законом «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. и настоящей политикой конфиденциальности.
3.2. В отношении персональных данных Пользователя сохраняется их конфиденциальность, кроме случаев, когда указанные данные являются общедоступными.
3.3. Оператор имеет право хранить персональные только на серверах на территории Российской Федерации.
3.4. Оператор имеет право передавать персональные данные Пользователя без согласия Пользователя следующим лицам:
3.4.1 государственным органам, в том числе органам дознания и следствия, и органам местного самоуправления по их мотивированному запросу;
3.4.2 в иных случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством РФ.
3.5. Оператор имеет право передавать персональные данные третьим лицам, не указанным в п. 3.4. настоящей Политики конфиденциальности, в следующих случаях:
3.5.1 Пользователь выразил свое согласие на такие действия;
3.5.2 передача необходима в рамках использования Пользователем Сайта или оказания Услуг Пользователю;
3.5.3 передача происходит в рамках продажи или иной передачи бизнеса (полностью или в части), при этом к приобретателю переходят все обязательства по соблюдению условий настоящей Политики.
3.6. Оператор осуществляет автоматизированную обработку персональных данных.
4. Права и обязанности Пользователя
4.1. Пользователь обязуется не сообщать третьим лицам логин и пароль, используемые им для идентификации на Сайте.
4.2. Пользователь обязуется соблюдать должную осмотрительность при хранении пароля, при его вводе.
4.3. Пользователь обязуется при регистрации на Сайте использовать сложные сочетания символов для создания логина/пароля.
4.4. Пользователь обязуется не предоставлять третьим лицам в пользование компьютерное устройство в случае, если с него возможен свободный доступ к личному кабинету Пользователя.
4.5. Пользователь гарантирует, что все персональные данные являются актуальными и не относятся к третьим лицам.
4.6. Пользователь вправе изменять, удалять свои персональные данные. Персональные данные Пользователь может редактировать в создаваемом при регистрации профиле.
5. Защита персональных данных
5.1. Оператор осуществляет надлежащую защиту персональных данных в соответствии с законодательством РФ и принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных.
5.2. Для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке Оператор принимает меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
5.3. В целях обеспечения информационной безопасности Оператором предпринимаются следующие меры для защиты персональной информации:
• обязательное использование брандмауэров, антивирусных систем;
• резервное копирование данных;
• использование стандартных отраслевых мер безопасности.
Персональная информация хранится на сервере компании и может быть использована для последующего информирования клиентов о новых акциях и услугах, а также для проведения маркетинговых, статистических и иных исследований.
6. Cookies
6.1. Оператор использует файлы «cookies». Файлы «cookies» – это небольшие текстовые файлы, размещаемые на жестких дисках устройств Пользователей во время использования различных сайтов, предназначенные для содействия в настройке пользовательского интерфейса в соответствии с предпочтениями Пользователей.
6.2. Большинство браузеров позволяют отказаться от получения файлов «cookies» и удалить их с жесткого диска устройства.
7. Иные положения
7.1. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Оператором, возникающим в связи с применением Политики конфиденциальности, подлежит применению право Российской Федерации.
7.2. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством по месту регистрации Оператора.
Перед обращением в суд Пользователь должен соблюсти обязательный досудебный порядок и направить Оператору соответствующую претензию в письменном виде. Срок ответа на претензию составляет 30 (тридцать) рабочих дней.
7.3. Если по тем или иным причинам одно или несколько положений Политики конфиденциальности будут признаны недействительными или не имеющими юридической силы, это не оказывает влияния на действительность или применимость остальных положений Политики конфиденциальности.
7.4. Оператор имеет право в любой момент изменять Политику конфиденциальности (полностью или в части) в одностороннем порядке без предварительного согласования с Пользователем. Все изменения вступают в силу на следующий день после размещения на Сайте.
7.5. Пользователь обязуется самостоятельно следить за изменениями Политики конфиденциальности путем ознакомления с актуальной редакцией.
8. Контактная информация Оператора
8.1. Развивающий центр «Образование-Эксперт»
8.2. Телефон: +79080097199
8.3. E-mail: obrex@inbox.ru
Шрифт и цвет
If you are having any difficulties to view our website please use the below settings for better accessibility